Костюмы Коко Шанель для балета Голубой экспресс

Костюмы Коко Шанель для балета Голубой экспресс

«Голубой экспресс» (франц.: Le Train bleu) – одноактный балет, созданный в 1924 году в труппе С. П. Дягилева Русские сезоны. Премьера балета состоялась в Париже 20 июня 1924 в театре на Елисейских полях.

Композитор: Дариус Мийо
Автор либретто: Жан Кокто
Балетмейстер: Бронислава Нижинская
Художники:
Пабло Пикассо – занавес
Анри Лоран – декорации
Коко Шанель – костюмы

Костюмы Коко Шанель для балета Голубой экспресс

Балетный костюм – важная часть художественного замысла. Костюм в балете должен быть лёгким, удобным для танца, подчёркивать структуру тела и движения. Важно чтобы костюм соответствовал чертам хореографической образности, музыкальности балета, метафорическим значениям. Задача костюмера состоит в том, чтобы выразить образную сущность хореографии. Так достигается художественная целостность спектакля, единство драматургии, музыки и хореографии.
Как правило изготовлением балетных костюмов занимаются специалисты-костюмеры. Но в истории балета немало случаев, когда известные модельеры участвовали в создании балетных костюмов из любви к искусству.

Например, в рамках Русских сезонов Дягилева над созданием костюмов работали Ив Сен Лоран, Коко Шанель и другие, не менее именитые французские кутюрье.

Легендарная Коко Шанель одевала Майю Плисецкую, создавала костюмы для «Антигоны» в 1922 году, потом для «Голубого экспресса», премьера которого состоялась в 1924 году. В основе сюжета – жизнь «золотой молодёжи» того времени. Лазурный берег, светское общество, модные тогда теннис, плаванье и вечеринки. Париж в тот год принимал Олимпийские игры, и спортивная тема была на пике моды. Персонажи – пловчиха, теннисистка, гольфист, британский аристократ были актуальны.

Костюмы Коко Шанель для балета Голубой экспресс
Теннисистка Сюзанн Ленглен в «провокационно короткой юбке» на турнире в Уимблдоне вдохновила Дягиелева на создание балетной партии «Теннисистка». Партию исполняла Бронислава Нижинская.

Согласитесь, что классические балетные костюмы не смогли бы передать нужную атмосферу. И Коко Шанель со свойственной ей решительностью сломала ещё один шаблон. На этот раз в балетной постановке.

В основу костюмов легла последняя спортивная коллекция Шанель, вышедшая незадолго до «Голубого экспресса». Жёсткие пачки и балетные костюмы Шанель заменила на топ и шорт, которые напоминали модные купальные костюмы того времени, были в спектакле и классические спортивные костюмы, полосатые свитеры и гольфы, теннисные туники и юбки.

Аксессуары играли не менее важную роль, чем костюмы. Шанель использовала искусственный жемчуг, наручные часы, очки и даже кодаковские фотокамеры, купальные шапочки и тапочки. И, конечно же, повязанный на голову, как у Сюзанн Ленглен платок.
Костюмы Коко Шанель для балета Голубой экспресс

Для самой Шанель в этих костюмах не было ничего экстраординарного. Она и раньше с шиком вводила в моду предельно простые вещи за что Поль Пуаре назвал стиль Шанель «бедностью de luxe».

А для балетного театра использование бытовых костюмов стало прорывом. И если ранее, в 1913 году Бакст совместно с Домом Paquin создал стилизованную сценическую вариацию спортивных теннисных костюмов для балета «Игры», то благодаря Шанель светский костюм почти в неизменном виде перекочевал на сцену. Костюмы Шанель – редкий пример того, что «обытовление» балетного костюма не всегда вредит постановке. Костюмы для «Голубого экспресса» доказали, что мода может напрямую диктовать и балетную эстетику.

Журнал Vogue написал о балете: «Русские балеты уже не такие русские: холодные, спокойные, сдержанные цвета скорее напоминают о французском стиле».

Смотрелись костюмы органично и эффектно, однако танцовщики дягилевской труппы вспоминали, что танцевать в таких костюмах было неудобно: неудобно «держать» партнершу, одетую в трикотаж; огромные жемчужные серьги мешали движению и т. д.

Кстати, именно Шанель была автором классической балетной причёски и теперь волосы танцовщиц гладко зачёсываются и собираются в пучок на затылке. По мнению Коко Шанель такая причёска не мешает танцевать и делает балерину более изящной.
Костюмы Коко Шанель для балета Голубой экспресс

Она же ввела моду на загар, считавшийся тогда дурным вкусом. Но постановка про пляж и пляжные развлечения требовала золотистого оттенка кожи.

Следуя своему курсу на простоту, она наряжает труппу в гламурные купальные костюмы. Публика в восторге, балерины в ужасе. Танцевать по их признанию было непривычно и неудобно.
Костюмы Коко Шанель для балета Голубой экспресс

Сегодня костюмы “Русских сезонов”, в том числе, костюм «Голубого экспресса», выставлены в музеях всего мира: в Национальной Галерее Австралии, в Стокгольме, Лондоне, в Театральном музее Петербурга. Самая большая коллекция находится в Музее Виктории и Альберта в Лондоне.

Автор работы – Сапрыкина Екатерина

Leave a reply

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *