История бальных танцев в России
Летом 1957 году в Москве состоялся Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Казалось бы, какое отношение это событие имеет к бальным танцам? Самое непосредственное!
Именно в этом году в СССР прошёл первый турнир по бальным танцам, тогда – только по европейской программе. На показательных выступлениях зрители замерли от восторга, впервые увидев Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир. Помимо танцев легендарные исполнители прочитали лекции для педагогов и танцоров.
Для Гарри и Дорин Смит-Хэмпшир по которые были записаны и сняты на кинокамеры.
И потому именно в 2017 году мы отмечаем 60 лет со дня зарождения танцевального спорта в нашей стране.
Вспомним имена с которых всё началось, вспомним клубы, которые были первыми. Некоторые из них работают до сих пор.
1962 год – в Московском Городском Доме Учителя начала работу «Студия современного бального танца», под руководством Александра Тимофеевича Дегтяренко. Профессиональный хореограф, один из первых посетивший западные курсы для преподавателей бальных танцев. Война помешала его танцевальной карьере и всю душу и нерастраченный потенциал он вложил в своих учеников. Но о спортивных достижениях речь не шла: в зал шли для того, чтобы танцевать для души.
Чуть позже в Московском Городском Доме Учителя откроется «Студия 62», где начнут готовить танцоров для выступления на конкурсах. Сегодня это кажется диким, но в то время студия работала вопреки. Нарушая запреты. Ведь в то время конкурсная практика танцевания была только в Прибалтике.
И вот Бруно Белоусов, Виктор Попов, Альфред и Нина Бартэль, Сергей Кошелев и Ангелина Монакова (Дектяренко), Леонид Магазинер и Валентина Бородачева, Владимир Юдин и Людмила Самохвалова, позднее – Владимир и Людмила Самородские, Татьяна и Валерий Раздрогины, Лариса и Владимир Кузнецовы прошли строжайший отбор (да, раньше попасть в школу танцев было сложно) начали готовиться к турнирам.
В семидесятые годы Александр Дегтяренко понял, что вариться в одном котле неэффективно и помогает своим ученикам открыть новые школы.
Бруно Белоусов начинает работать в ДК «Химик» и открывает дорогу в жизнь Станиславу и Людмиле Поповым, Александру и Елене Чекоткиным, Евгении Калиничевой, Алексею и Татьяне Азаровым, Николаю Пузану и Лидии Исаевой.
Эстафету подхватили Валерий и Татьяна Раздрогины – «Виктория 77», Альфред и Нины Бартэль – «Радуга», Лариса и Владимир Кузнецовы – «Эврика».
Вокруг бальных танцев разгорелись нешуточные бои: Министерство СССР поддерживало развитие бального танца, а министерство РСФСР считало их оплотом буржуазности.
В итоге к программе бальных танцев добавилась советская программа, обязательная для исполнения. Она включала танцы народов СССР, стилизованные под бальные. Среди них: “Сударушка”, “Русский лирический”, “Риллио” (литовский), “Вару-вару” (латышский) и другие, всего около 150 танцев.
Александр Дегтяренко же был проводником западной культуры. Именно благодаря ему наши преподаватели (практически все его ученики) прочли книги Уолтера Лейэрда и Алекса Мура, смогли посетить семинары педагогов из ГДР, ЧССР и ФРГ.
В это время в Прибалтике, в 1968 году проходит турнир “Янтарная пара”, в котором приняли участие танцоры из капиталистических стран. Это был не просто турнир. Для советских танцоров это была редкая возможность увидеть выступление чемпиона мира, познакомиться с техническими и хореографическими новинками, узнать о танцевальной моде.
Но в семидесятые годы в СССР сформировалась система управления бальными танцами.
– Секция педагогов бального танца (председатель – Станислав Попов, методист – Валерий Гулай).
В работе секции принимали участие Ангелина Дегтяренко, Валерий Раздрогин, Владимир Кузнецов, Евгения Калиничева, Петр Чеботарев. Секция занималась календарем турниров, анализом проведенных конкурсов, регистрацией исполнителей и судей, решала творческие вопросы.
Чесловас и Юрате Норвайши, Бруно Белоусов, Станислав Попов, Александр Чекоткин и Леонид Магазинер подписали “Справку о спортивных танцах на паркете” и впервые в Единой спортивной классификации на 1977-80 годы появилась строка – “спортивные танцы”.
Были и другие контролирующие организации, но именно этот совет можно считать основным.
Наконец танцы вышли из полунелегального положения и набирали популярность. Восьмидесятые подарили нам легендарных танцоров: Чеботаревы, Лобовы, Тарсиновы, Кондрашовы, Колобовы, Леонид Плетнев, Александр Мельников и Ирина Соломатина, Виктор Никовский и Лариса Давыдова, Сергей Дуванов и Светлана Тверьенович, Маровы, Щеплецовы, Литвиненко, Почаевы лишь немногие из них.
Ну а в девяностые начала формироваться современная система, знакомая нам сегодня. Появились книги, видео, а главное – возможность принимать участие в международных турнирах.
Мы можем бесконечно рассуждать о том, насколько эффективна сегодня сформировавшая в прежние системы и о личном вкладе в развитие и развал бальных танцев каждого участника в отдельности, однако нельзя недооценивать значение каждого участника этого долгого и сложного процесса.